Меню

Здоровый ребенок лекции мед колледж для фельдшеров

Учебное пособие

по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение»

раздел «Здоровый ребенок»

по специальности »Сестринское дело» 060109.

Курбатова У.Б. – преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб медицинский колледж им. Бехтерева.

Тимофеева Т.В. — преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб медицинский колледж № 1

Корытина Г.К. – преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб МУ № 9.

Казарова Т.М. – преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб МУ № 6.

Великая Н.А. — преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб медицинский колледж им. Бехтерева.

Фоменко И.С. — старший методист НУМЦ, преподаватель высшей квалификационной категории.

Содержание

Пояснительная записка 4

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. 5

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ ДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ 11

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА НЕДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ 22

ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 25

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 40

ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА 40

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ 50

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ 56

С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 56

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 63

Профессиональная задача № 1 64

Профессиональная задача № 2 66

Профессиональная задача № 3 68

Профессиональная задача № 4 69

Профессиональная задача № 5 70

Профессиональная задача № 8 73

Профессиональная задача № 11 77

Профессиональная задача № 12 78

Профессиональная задача № 13 79

Задания в тестовой форме 81

Список литературы 87

Пояснительная записка

Пособие по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение», раздел «Здоровый ребенок» составлено в соответствии с требования государственного стандарта второго поколения и примерной рабочей программой НУМЦ 2003 года.

Пособие состоит из лекций, где имеется план изложения, отражены современные требования к организации ухода, вскармливанию, диспансерного наблюдения и профилактики заболеваний у детей различного возраста.

После каждой лекции имеются вопросы дл контроля знаний. Контролирующая программа знаний представлена заданиями в тестовой форме и блоком профессиональных задач.

После изучения раздела студенты должны знать особенности течения антенатального периода, анатомо-физиологические особенности недоношенного и доношенного ребенка, оценку физического и психомоторного развития, принципы вскармливания детей младенческого периода, подготовку и адаптацию детей к ДДУ, школе, проблемы детей школьного возраста.

На изучение раздела отводится 46 часов, из них теория – 14, практика – 32, самостоятельная внеаудиторная работа – 15 часов.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов училищ и колледжей.

Источник

Здоровый ребенок лекции мед колледж для фельдшеров

ТЕМА НОМЕР 8
АФО Органов кроветворения.
Кроветворение плода происходит в печени, селезёнке, в костном мозге и в лимфатической ткани.

• После рождения кроветворение идёт в костном мозге всех костей. В селезёнке и в лимфатической ткани.
•С 4-х лет жизни красный костный мозг начинает перерождаться в жёлтый (жировой) В результате к 12-15 годам в кроветворении участвует красный костный мозг плоских костей и эпифизов трубчатых костей.

Клеточный состав крови детей
(ТАБЛИЦА В ТЕТРАДИ)

При рождении у новорожденного в лейкоцитарной формуле преобладают нейтрофилы над лимфоцитами
К 5-му дню жизни происходит первый перекрест лейкоцитарной формулы
Т.е количество нейтрофилов и лимфоцитов становится одинаковым
Далее до 5-ти лет у ребенка в крови преобладают лимфоциты над нейтрофилами.
(Физиологический лимфоцитоз)
В 5 лет происходит второй перекрест лейкоцитарной формулы
Далее у детей старше 5-7 лет и всю последующую жизнь в лейкоцитарной формуле будут преобладать нейтрофилы

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКТ
1)Опрос
2)Осмотр
3)Пальпация
Пальпация лимфотических узлов по группам
-затылочные
-заушные
-шейные
-подчелюстные
-подподбородочные
-подключичные
-подмышечные
-торакальные
-локтевые
-паховые
-бедренные
-подколенные

Пальпацией лимфоузлов оценивают их подвижность, болезненность, величину, консистенцию и спаянность друг с другом и окружающими тканями.
Можно пропал пировать печень и селезёнку
4)Лабораторные и инструментальные исследования
(Клин. Анализ крови)

ТЕМА НОМЕР 9
Доношенный новорожденный и уход за ним

Доношенным является ребенок прошедший полный цикл внутриутробного развития.(40 недель, 10 лунных месяцев, 280 дней)
Ребенок доношен с 37-ой полной недели внутриутробного развития по 42

Признаки доношенного новорожденного

•Масса от 2.5 до 4кг (3500 средний)
Девочки-3200-3400
Мальчики 3400-3600
•Длина тела от 46см (48-52 в среднем)
•Окружность головы 34-36 см
•Окружность грудной клетки (32-34)

АФО доношенного новорожденного

Телосложение пропорциональное
Пупочное кольцо располагается по середине между мечевидным отростком и лонным сочленением
Высота головы составляет 25% от длины тела. А длина ноги-40%

Кожа новорожденного розовая, бархатистая, покрыта сыровидной смазкой.
Пушковые волосы располагаются на голове и плечевом поясе. Хорошо выражена подкожная клетчатка.
Кости черепа смыкаются не плотно. У всех открыт большой родничек.
Позвоночник без физиологических изгибов.
Хрящи ушных раковин и носа хорошо сформированы.
Ушные раковины не прилегают к черепу (слегка оттопырены)
Ногти сформированы хорошо и достигают краев ногтевых лож
Половые органы развиты правильно. (У мальчиков яички опущены в мошонку, а у девочек малые половые губы прикрыты большими. )

Функциональное состояние доношенного новорожденного

Крик- громкий, требовательный, эмоциональный.
Ребенок реагирует на яркий свет, на громкий звук, на прикосновение
Дыхание регулярное, сердцебиение ритмичное
ЧДД 50-60
ЧСС 140-160
Мышци-сгиюатели конечностей находятся в состоянии физиологического гипертонуса.
Ребенок совершает периодические движения конечностями.
Первые каловые массы-меконий

Хорошо сформированы врождённые безусловные рефлексы:
•Сосательный
•Глотательный
•Опоры
•Защиты
•Ползания
•Хватательный
•Поисковый
•и др.

Читайте также:  Куриные лапы полезны собакам

Состояние новорожденного в первые минуты жизни оценивают по шкале Апгар

Оценка даётся в конце первой и в конце пятой минуты жизни ребенка
(В ТЕТРАДИ)

Пограничные состояния новорожденных
(Физиологические, транзиторные)

После рождения условия жизни ребенка изменяются радикально.
Ребенок попадает в новую среду и наступает стрессовые состояния:

•Температурный стресс
•Гравитационныц стресс
•Сесносрный стресс
•Гипоксический
•Кислородный стресс
•Пищевой стресс
•Болевой стресс

Организм новорожденного реагирует на внешние раздражителями определенными реакциями и состояниями. Эти состояния являются физиологическими и не требуют лечения.

1)Транзиторная потеря первоначальной массы тела
-ребенок теряет вес на 3-4 день жизни. Восстанавливает его к 7-12 дню жизни
А затем набирает вес
Потеря веса составляет 3-10%
По еря веса связана с потерей воды с дыханием, через кожу, с дефикацией, мочеиспусканием.
А лактация ещё недостаточна.

2)Простая эритема.
Возникает на 1-2 день жизни, кожа становится красной. Это связано с потерей сыровидной смазки и реакцией кожи на внешнюю среду.

Необходим уход за кожей с детскими кремами или маслами.

3)Половые кризы
Причина: переход женских половых гормонов от матери к ребенку. Непосредственно перед и в процессе родов.
Проявление:
А. Отек наружных половых органов
Б. Нагрубание молочных желез
(И у девочек и у мальчиков)
В. Катаральный вульвовагинит у девочек.
Выделения из половых органов слизистого характера. Особенности ухода: туалет наружных половых органов
Г. Кровенистые выделения из половой щели в течении 1-2 дней не обильные, по 1-2 миллилитру. Уход-подмывание

4)Физиологическая желтуха новорожденных
Возникает из-за разрушения лишних эритроцитов и появления в крови билирубина.
Кожа, слизистые и склеры окрашиваются в жёлтый цвет.
Желтуха возникает на 2-3 день жизни. До 6 дня может нарастать, а затем исчезает. К 10-14 дню жизни.
Ребенок не страдает и в лечении не нуждается. Иногда рекомендуют питье в виде 5% г

ТЕМА НОМЕР 10
Недоношенный новорожденный и уход за ним

Недоношенный-ребенок не прошедший полного цикла внутриутробного развития и родившийся до окончания 37-ой недели развития.

Степени недлношенности:
1 степень) 35-37 недель Внутриутробного развития. Примерный вес 2500г-2000г
2 степень) 32-34 недели. Вес: от 2000 до 1500 3 степень) 29-31 недел. Вес: 1500-1000
4 степень) менее 29 недель и вес меньше 1000 но

Причины невынашивания:

1) Социально-экономические.
Отсутствие или недостаточность медицинской помощи, плохое питание беременной, профессиональные вредности, вредные привычки и др.

2) Социально-биологические.
Возраст для первородящей малдше 18 и старше 30,возраст отца,отягощенный акушерский анамнез, многоплодная беременность и др

3) Клинические
Наличие хронических заболеваний у беременной(сахарный диабет, гипертоническая болезнь и др)
Патология беременности(гистозы)
Резус-конфликт
Оперативные вмешательства
Травмы беременной
Проблемы плода (врождённые пороки и уродства, внутриутробные инфекции, хромосомные аномалии.

АФО Недоношенного
Масса тела меньше 2500
Длина тела от 45 и меньше см
Телосложение не пропорциональное:
Голова и туловище относительно большие, шея и ноги короткие.
Пупочное кольцо смещено к лонному сочленению.
Кожа тонкая, морщинистая, сухая.
Цвет кожи гипертмированный.
Пушковые волосы имеются на голове, спине, плечах, а так же могут быть на бедрах, ягодицах , щеках, лбу
Подкожно жировой слой истончен или отсутствует.
Ногти не софимированы, мягкие и не закрывают ногтевое ложе
Хрящевая ткань недоразвита, ушные раковины мягкие, плотно прилегают к черепу и не имеют рисунках
Мозговой череп преобладает над лицевым.
Черепные швы открытый роднички большой , малый, а иногда и боковые открыты.
Половые органы не развиты:
У мальчиков яички в мошонку не опущены
У девочек большие половые губы не прикрывают малые
____Функциональное состояние недоношенного____

Дыхание неритмичное нерегулярное, поверхностное с приступами апноэ.
Крик слабый или писк или вообще отсутствует.

ССС :не совершенна.
Легко меняется и нарушается сердечный ритм. Сосуды тонкие, ломкие. Что может приводить к кровоизлияниям.
ЖКТ : Ещё не сформирован окончательно. Объем желудка очень маленький, перестальтика кишечника не состоятельная.
Процессы пищеварения не совершенны.
ЦНС: не совершенна.
Плохо удерживается температура тела. Легко переохлаждается, врождённые рефлексы слабые или отсутствуют.
Особенно важны сосательный и глотательный.
Иммунитет: Резко снижен. Поэтому дети восприимчивы к бактериальным и вирусным инфекциям.

Особенности ухода: 3 основные задачи:
*Согреть
*Накормить
*Уберечь от инфекций
_____СОГРЕТЬ______
Для согревания новорожденных и пользуют кувезы (кувез-инкубатор)
Температура в кувезе устанавливается выше 30°(От 33 до 38)
В кувез подется кислород и программируется влажность воздуха от 80% до 50%

В кувезе ребенок приближен к условиям внутриутробной жизни.
Кроме кувеза есть:
• «бэйби-терм» (обычная кроватка с подогревом)
•Термоодеяло

Температура в помещении 28°-30°

Вопросы кормления:
1)Чем кормить? (Идеально грудным молоком. Если его нет, то специальными, адаптированными смесями для недоношенных. Смесь подбирает врач)
2) Как кормить? (Если ребенок не сосет и не глотает, то его кормить нужно через назогастральный зонд . Если он не сосет, но уже глотает, то можно кормить из пипетки или шприца. Если ребенок сосет и глотает, то то кормят через соску из бутылочки или грудью)

Режим кормления и объем кормления назначает врач

____ИНФЕКЦИИ___
Асептика и антисептика.

ТЕМА НОМЕР 11
Комплексная оценка состояния здоровья

Даётся я ребенку для оценки уровня его здоровья.
Комплексную оценку дают в эпикризные сроки:
До одного года один раз в месяц
С одного года до двух- один раз в три месяца
С двух до трёх лет-один раз в шесть месяцев
Старше трёх лет- один раз в год

Читайте также:  Чем полезны резинки для фитнеса

_Критерии комплексной оценки_

1) Особенности анамнеза.
2) Оценка физического развития.
3) Оценка нервно-психического развития
4) Определение уровня резистентности
5) Оценка функционального состояния организма
6) Наличие или отсутствие хронических заболеваний, врождённых пороков или уродств

После оценки по всем критериям определяется уровень здоровья ребенка и выводится его группа здоровья

Групп здоровья всего 5

1) Оценка анамнеза
Анамнез-сведения о пациенте, полученные путем расспроса.
А. Генеалогический анамнез-сбор информации о состоянии здоровья близких родственников в трёх поколениях. Составляется родословная. Собирают информацию о наличии в семье наследственных заболеваний, врождённых заболеваний, заболеваний с наследственной предрасположенностью , онкологических заболеваний, хронических инфекционных, о ранних смертельных случаях
Б. Социальный анамнез
Сведения о семье (полная или неполная)
Психологический климат в семье (отношения между членами семьи)
Образовательный уровень родителей
Профессия и профессиональные вредности родителей, вредные привычки родителей
Бытовые условия(жилая площадь и количество проживающих)
Санитарно-гигиенические условия жилья
Материальные условия семьи
(Достаточное или недостаточное для воспитание ребенка)
В. Биологический
Какая по счету беременность
Чем закончились предыдущие беременности. Возраст и здоровье рождённых ранее детей
Характер течения настоящей беременности. Были ли гистозы, наблюдалась ли у врача, были ли обострения хронических заболеваний и тд.
Характер родовой деятельности.
(Роды срочные или преждевременные. Физиологические или оперативные и тд)
Состояние ребенка при рождении:
Оценка по Апгар
Вес новорожденного, длина тела, когда приложен к груди, на какой день выписан из роддома.
Какие пограничные состояния были у новорожденного, активность сосания.

В итоге пишут:
Если все хорошо- «Анамнез благополучный» или «анамнез не отягощен»
Если нет- «Анамнез отягощен, анамнез неблагополучен» ( в биологическом анамнезе течение беременности с токсикозами)- в скобках пишу то, в чем не соответствие

Оценка физического развития у детей

Физ.разв- Динамический процесс роста и биологического созревания ребенка
Для оценки необходимо провести антопометрия.
(Измерить длину тела, взвесить ребенка, измерить окружности головы и грудной клетки и сравнить показатели с возрастными нормами)
Физическое развитие имеет определенные закономерности

До одного года увеличение роста идёт по схеме:
1-2-3 мес.жизни — + 3 см/мес
4,5,6 мес — +2.5 см/мес
7,8,9 мес.- +1.5 см/мес
10,11,12 мес.- + 1 см/мес

За первый год жизни рост ребенка увеличивается в среднем на 25 см.
И к одному году составляет 75 см

Среднестатистический рост ребенка определяется по формуле:
Малдше 4х =100-8х(4-н)
Старше 4х= 100+6х(н-4)
(н-возоаст в годах)

Опорные показатели роста (среднестатистические)
Новорожденный-50см
В 1 год-75 см
В 4 года-100см
В 8 лет-130см
В 12 лет-150 см

Длину тела грудных детей измеряют с помощью горизонтального ростомера , а у более старших детей с помощью вертикального ростомера.

Законы прибавки массы:
До 1 года на . грамм
За 1 месяц-600
2-800
3-800
4-750
5-700
И далее на 50гр меньше каждый месяц до года
В среднем к одному году масса тела ребенка увеличивается в 3 раза относительно массы при рождении.
И составляет 10-10.5 кг

Стиаше одного года предполагаемую массу определяют по формуле
(До 11 лет)
10.5+2хН
А после 11 лет
5хН-20
Оп

ТЕМА НОМЕР

Для окончательного установления диагноза гипогалактии необходимо провести контрольное кормление. (Суточное мониторирование)
И только после этого решается вопрос о необходимости лечения гипогалактии и докорме ребенка
Докармливать не начинают пока мама не пройдет курс лечения по гипогалактии.

_Меры для восстановления лактации:
1)Обеспечить рациональное питание, отдых,сон кормящей мамы. Уберегать ее от эмоциональных и физических перегрузок.
2)Рекомендовать констрастный душ (1-2 раза в день)
3) Рекомендовать массаж молочной железы струёй теплой воды из душа
4) Прикладывать ребенка к груди как можно чаще.
5) Рекомендовать маме молочные смеси для кормящих,например «Фенилак» «Лактомин» и до
6) Рекомендовать маме принимать мультивитамины для кормящих
(Vitrum-мадонна)

Врачом могут быть рекомендованы лекарственные препараты.
Например: «Апилак» «никотиновая кислота» «Млекоин» пивные дрожжи, глюкоминовая кислота и др.

Рекомендуется обильное питье в том числе чай с молоком.

Режимы кормлений грудного ребенка
1)Свободный режим кормлений (по требованию)
Применяется только при грудном вскармливании до введения прикормов.
Ночных перерывов не делают, водой ребенка не допаивают.
Тоесть ребенок сосет грудь тогда когда он хочет есть и когда хочет пить
Приблизительное количество кормлений до 12-14 в сутки

2) Регламентированный режим
Это кормление через определенные временные промежутки (по часам)
Применяется при искусственном вскармливании и при естественном после введения прикормов
Обязательно делается ночной перерыв и в промежутках между кормлениями дают попить воды
Режим зависит от возраста

До 1 месяца:
7 раз через 3 часа (ночной перерыв-6 часов)
С 1 до 5 месяцев:
6 раз через 3.5 часа (ночной перерыв 6.5 часов)
От 5 месяцев до года:
5 раз через 4 часа (ночной-8 часов)
Ночью можно дать воду

Кормления начинают с 6 часов утра

Рассчет суточного объема питания:

Способы:
1) Объемно-весовой способ
Предусматривает и возраст и массу ребенка
V сут 2 нед-2мес = 1/5 от массы
2мес-4мес= 1/6 от массы тела
4мес-6мес= 1/7 от массы тела
6мес-9мес= 1/8 от массы тела
Далее-1 литр

Читайте также:  Спрей для волос здоровое сияние ламинатор

При любых рассчетах ребенок более 1 литра получать не должен

Из рассчёта до 6 мес ребенок должен получать 115 ккал на кг в сутки
От 6 мес до 1 года 110ккал/кг в сутки

В 1 литре грудного молока 700ккал
В 100 мл=70 ккал

•Рассчет суточного объема питания по формуле Шкарина:

Vсут. в 2мес=800мл
До 2мес объем суточный составляет 800-50х8-n
(n-возраст в неделях)
Страше 2мес объем суточный= 800+50х(n-2)
(n-в месяцах)
Vраз=Vсут/число кормлений

Прикормы

Прикорм-все что получает в пищу ребенок кроме грудного молока и адаптированной смеси.
Прикрм-введение новой пищи более калорийной и концентрированной с постепенной заменой грудных кормлений

-Причины введения прикормов
1) Для восполнения недостающей к определенному возрасту энергии (ккал)
2) Для восполнения дефицита пищевых ингредиентов
3) Для стимуляции и тренировки жевательного аппарата и моторики кишечника.
4) Для развития вкусовых восприятий и ощущений

•Правила введения прикормов:
1.При введении нового прикорма ребенок должен быть здоров
2. Прикорм дают до кормления грудью.
Когда ребенок голоден, после чего докармливать грудью
3. Нельзя вводить одновременно более одного вида приклрмов
4. Прикорм дают с ложечки, дробно, начиная с одной-двух ложек и доводят до необходимого объема за 7-10 дней
5. В начале вводятся однокомпонентные блюда,а за тем поликомпонентные
6. Нельзя совмещать введение нового прикорма с вакцинацией
7. Блюда прикорма должны быть хорошо протертыми (гомогенными) без комочков
И подогретыми до 37-39 °

Сроки введения прикормов
Первые прикормы вводят с 4 по 6 месяцы жизни (решает врач)
В этот пе

Физическое воспитание детей

Это система мероприятий,направленных на своевременное формирование у детей двигательных навыков и умений , на укрепление здоровья и на полноценное физическое развитие.

Методы физического воспитания:
1) Гимнастика
2) Массаж
3) Закаливание

Массаж и гимнастика являются обязательными для всех здоровых детей первого года жизни.
Их назначают детям с 4-6 недель жизни.
Первые процедуры показывают врач и мед сестра далее родители занимаются с ребенком самостоятельно.

_Основные правила и принципы проведения гимнастики и массажа:
1) Ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении
2) Длительность сеансов увеличивается постепенно ( от 2-3 минут до 15)
3) Температура должна составлять 20-22°
4) Занятия проводят 1,2 раза в день через час после кормления
5) Занятия проводят на ровной, твердой поверхности, покрытой одеялом,клеенкой и простыней.
6) Руки массажиста должны быть чистыми, тёплыми с коротко стриженными ногтями без колец и браслетов
7) При выполнении упражнений необходимо охватить все мышечные группы
8) Необходимо чередовать упражнения с отдыхом
9) Для детей старше одного года необходимо организовывать подвижные, а затем и спортивные игры

-Массаж-
Снимает повышенное возбуждение, шипертонус мышц конечностей, повышает эмоциональный тонус, усиливает обменные процессы в коже, подкожной клетчатки
Существуют 4 приема массажа
1) Поглаживание
2) Растирание
3) Разминание
4) Вибрация
Для детей первого года жизни применяются лишь первые 2 приема

-Гимнастика-
Упражнения сочетаются с массажем
Упр бывают:
•Рефлекторные (проводят до 3-х месяцев)
Повторение имеющихся рефлексов
•Пассивные (с трёх месяцев)
Те в которых сам ребенок не участвует
Пассивное сгибание и разгибание конечностей на снятие гипертонуса
Активные (с 4-х месяцев)
Те, в которых принимает участие сам ребенок. Помощь при переворотах, при желании сесть, при обучении ходьбе

Для детей первого года жизни разработаны комплексы массажа и гимнастики, которые направлены на формирование и укрепление двигательных навыков соответственно возрасту ребенка

Комплекс 1
От одного до трёх месяцев
Комплекс 2
С трёх до четырех
Комплекс 3
С четырех до шестий
Комплекс 4
От шести месяцев

Закаливание- система мероприятий, обеспечивающих повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды
Производят с помощью природных факторов:
Солнце, воздух, вода
Основные принципы:
1)Систематичность
Закаливание проводится постоянно без перерыва во все времена года
2) Постепенность
Дозы раздражающего действия увеличиваются постепенно
3) Индивидуальный подход к ребенку
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка
4) Положительный эмоциональный фон
(Все процедуры должны приносить радость)
5) В случае перерыва в процессе закаливания весь процесс начинать необходимо с начала

Закаливание воздухом
Первую процедуру ребенок получает при рождении
Ребенок получает закаливание при каждом переодивании, смене подгузника и тд
С периода новорожденному и рекомендуются воздушные ванные
Ребенок оставляется голеньким на воздухе в комнате с температурой 20-22
Ребенок находится раздетым от 1-2 минут до 15-20 минут(пока не заплачет)
Воздушные ванны хорошо сочетаются с гимнастикой и массажем

Закаливание солнцем:
Дети грудного возраста могут находиться только под рассеянными солнечными лучами
Головной убор в летнее время обязателен.
Температура воздуха выше 30° является противопоказанием для нахождения на солнце
Время нахождения на солнце летом в средней полосе России с 9 до 12 минут
В южных с 8 до 10

Для детей старшего возраста 15-20 минут за один сеанс
Детей необходимо поить

Закаливание водой:
При умывании, подмывании, купании

Влажное обтирание можно выполнять с первых недель жизни
Выполняется руковичкой, смоченной в воде. Температура 33-36°
Каждые 5 дней температуру воды снижают н

Источник