Меню

Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры

География

Полезные ископаемые — природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые при данном уровне развития экономики могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки.

К горам и древним щитам приурочены рудные полезные ископаемые, которые образовались в основном из магмы, проникшей в земную кору. Поэтому их больше всего в горных складчатых областях, где внедрения магмы было наиболее частым, особенно в периоды активных тектонических движений. На платформах рудные полезные ископаемые приурочены к щитам, либо к тем частям плит, где фундамент близко подходит к поверхности.

Рудные породы включают металлические, а иногда и неметаллические (например, асбест, серу, графит и др.) полезные элементы. Различают руды черных металлов (железо, марганец, хром, титан, ванадий), цветных (медь, олово, цинк, алюминий и др.), благородных (золото, платина, серебро) и радиоактивных (радий, уран и др.) металлов.

Нерудные полезные ископаемые — неметаллические и негорючие твердые горные породы и минералы. Это строительные материалы (песок, глина, гравий и др.), химические вещества (сера, апатит, фосфорит, калийные и поваренные соли), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, малахит, хрусталь и др.).

В предгорных прогибах и на прогибах платформ, а иногда в межгорных впадинах находятся месторождения осадочных пород — нефти и газа. Примерно таково же положение залежей каменного угля, но уголь и нефть редко залегают вместе. Полезные ископаемые осадочного происхождения, образовавшиеся на дне морей, мелководий, болот, в горных долинах и предгорных прогибах, чаще всего встречаются в осадочном чехле платформ. Преимущественно это нерудные полезные ископаемые. Горючие (топливные) полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и приурочены к чехлу платформ, их внутренним и краевым прогибам.

Источник

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»
план-конспект урока по географии (8 класс)

Урок — обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презентация).

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_relef_rossii_16.10.2019.docx 21.68 КБ
kurskaya_magnitnaya_anomaliya.docx 18.26 КБ
forma_relefa_tablitsa.docx 13.23 КБ
shatsk_vystuplenie.docx 25.95 КБ
kurskaya_magnitnaya_anomaliya.pptx 2.41 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА

«Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск.»

БЕЗУГЛАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,

Практическая работа № 4

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск.

Данная практическая работа является:

— по ведущей образовательной цели – репродуктивной, обучающей;

— по уровню познавательной активности – частично-поисковой;

— по степени познавательной активности — частично самостоятельной;

— по форме – индивидуальной, коллективной;

— по времени – урочной для всех, кроме учеников готовящих сообщение и презентацию;

— по источнику информации — на основе географических карт, презентация — на основе нескольких источников ( научно-популярная литература, архивные документы ,фотоматериалы и т.д.);

— по месту проведения – классной;

— по форме речи – письменная;

— форма представления результатов – текстовая работа .

  1. Повторить правила работы с тематическими картами (чтение легенды карты).
  2. Повторить термины : рельеф, литосферные плиты, тектоническая структура, типы полезных ископаемых ( осадочные, магматические, метаморфические).
  3. Повторить основные формы рельефа России.
  4. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
  5. По тектонической карте определить закономерности размещения полезных ископаемых в Западной Сибири, на Урале и Кавказе, на территории Восточно-Европейской равнины и в Тульской области . Запись в тетради в виде таблицы.
  6. Проверить и оценить умение сопоставлять карты :« Тектоника и минеральные ресурсы России», «Рельеф России» , «Административно- территориальное деление России» «Атлас Тульской области», объяснять выявленные закономерности.
  7. Выявить закономерности размещения в Тульской области угольной промышленности.
  8. Сделать выводы взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Запись в тетради.
  9. Ознакомиться с историей образования поселка Шатск. Запись в тетради.
  1. Определить, каким тектоническим структурам соответствует территория Западной Сибири , Кавказа, Уральских гор, Восточно-Европейская равнина. Каково строение?
  2. Определить какой форме рельефа соответствует данная структура.
  3. Сделать вывод о зависимости рельефа от стpoeния земной коры. Выявленную закономерность объяснить .
  4. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы России» и «Физической карте России» определить, какими полезными ископаемыми богата территория. Какие из них встречаются на платформах, какие в складчатых областях? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу, складчатым областям? Выявленную закономерность объяснить.
  5. Запись в тетради в виде таблицы.

Источник

ГДЗ география 8 класс Баринова Дрофа Задание: § Итоговые задания по теме Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

1. Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории?

Чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории необходимо использовать физическую и тектоническую карты, а также географические справочники.

2. Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом использовали и почему?

Равнины на территории России располагаются на платформах, горы – в складчатых поясах. Крупные равнины расположены на западе страны и в центре, на востоке и юге вдоль границы располагаются горные системы, они как бы окаймляют равнины нашей страны.

3. Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа.

Доказательством формирования рельефа в наше время служат тектонические движения, землетрясения и вулканическая активность. Кроме того, стоит учесть и влияние водной и ветровой эрозии.

4. Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план.

Сравнительная характеристика рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин.

а) Русская равнина находится в Европейской части страны и занимает практически всю её часть. Западно-Сибирская равнина располагается к востоку от Уральских гор Русской равнины.

б) Русская равнина приурочена к древней Восточно-Европейской платформе, Западно-Сибирская равнина – к молодой Западно-Сибирской платформе.

в) Территорию Русской равнины слагают породы всех возрастов от архейского и протерозойского кристаллического фундамента до четвертичных отложений, территорию Западно-Сибирской равнины слагают породы возрастов, начиная с отложений палеозоя.

г) Русская равнина: средние высоты – 170 мм; минимальные высоты – -27 м (Прикаспийская низменность); максимальные высоты – 479 м (Бугульминско-Белебеевская возвышенность). Равнина приподнимается к середине и от нее имеет уклон к северу и югу.

Западно-Сибирская равнина: средние высоты – 0-100 м; минимальные высоты – 50 м; максимальные высоты – 285 м (Сибирские Увалы). Вся территория равнины имеет уклон в сторону Северного Ледовитого океана (на север).

д) В формировании рельефа обеих равнин участвуют внешние процессы. Для Русской равнины характерны более сильные процессы водной и ветровой эрозии.

е) В пределах Русской равнины за счет процессов водной эрозии образовалась развитая овражно-балочная сеть, а на юге (Прикаспийская низменность) сильны процессы ветровой эрозии. В прошлом территория Русской равнины находилась под оледенением, что отразилось на формах рельефа на севере равнины. В Западной Сибири данные процессы сильно не проявляются.

ж) Полезные ископаемые Русской равнины: нефть, природный газ, железная руда, каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, фосфориты, сера. Полезные ископаемые Западно-Сибирской равнины: природный газ, нефть, каменная соль.

з) Расположение топливных и осадочных горных пород на обеих равнинах можно объяснить наличием мощного осадочного чехла. Месторождения железных руд на Русской равнине связано с выходом древнего кристаллического фундамента Русской платформы.

и) Для обеих территорий не характерны стихийные явления, связанные с особенностями рельефа, тектоническим и геологическим строением. Незначительным является лишь возможность возникновения на Русской равнине на высоких берегах рек образование оползней и обвалов.

к) Для борьбы с оползнями и обвалами по берегам рек, в пределах береговой линии высаживается растительность с мощными корнями.

5. а) Горы Восточный Саян расположены на юге Восточной Сибири к Востоку от Западного Саяна и Алтая, к югу от Среднесибирского плоскогорья и к западу от Байкала.

б) Восточный Саян приурочен к байкальской складчатости.

в) Горная система сложена горными породами позднепротерозойского и раннепалеозойского возрастов.

г) Средние высоты – 1000-2000 м; минимальные высоты – 500 м; максимальная высота – 3491 м (гора Мунку-Сардык). Как и любые горы, изменение высоты рельефа происходит от периферии к центру.

д) На формирование рельефа в настоящее время и в прошлом наибольшее влияние оказала водная эрозия.

е) Водной эрозией созданы крупные лощины на склонах Восточных Саян. Они располагаются большей часть на наветренных склоны горной системы (северо-запад).

ж) На данной территории имеются полезные ископаемые: золото, фосфориты, графит, железная руда, каменный уголь, слюда.

з) Нахождение рудных полезных ископаемых обусловлено расположением гор в складчатом поясе. Осадочные полезные ископаемые приурочены к краевым прогибам на периферии горной системы.

и) Стихийные бедствия, связанные с особенностями рельефа и геологическим строением: возможны землетрясения, часты обвалы и осыпи, возможны сходы селей и снежных лавин.

к) Для защиты от землетрясений ведется постоянный мониторинг подземных толчков. Осыпи и обвалы образуются из-за ветровой эрозии, для защиты от них устанавливаются преграждающие путь сооружения (стенки, сетки). Для защиты населения от снежных лавин и селей ведётся мониторинг обстановки на возможность формирования снежной лавины или селевого потока, также возводятся дамбы и отводящие каналы.

6. Моя область – Ленинградская.

Современный рельеф на территории области сформирован действием оледенений в Четвертичный период Кайнозойской эры (последнее Валдайское оледенение было 12 тысяч лет назад). И характеризуется низменным рельефом с редкими холмистыми возвышениями. Рельеф имеет общий уклон в сторону Балтийского моря. Северная часть области и расположена на выходе древнего кристаллического фундамента Восточно-Европейской платформы – Балтийском щите. В Палеозойскую эру территория была покрыта морями, что отразилось на значительном накоплении осадков различных морских отложений (песчаников, глин и песков, известняков).

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Источник

Практическая работа 8 класс география

Практическая работа №3.

Тема: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

3. По тектонической карте определить закономер­ности размещения магматических и осадочных полезных ископае­мых.

4. Объяснить выявленные закономерности.

­Последовательность выполнения работы

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде­лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от стpoe­ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

1. По карте атласа «Тектоника И минеральные ресурсы» опре­делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2. Как обозначены на карте типы месторождений магматичес­ких и метаморфических? Осадочных?

3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч­ному чехлу? Какие ­ к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Источник

Практическая работа по географии «Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»

8 класс. Практическая работа по географии

«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»

Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.

Задание 1 . Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.

Задание 2 . Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.

Вариант заполнения таблицы для проверки учителем

Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья)

Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).

Западно — Сибирская платформа

Западно-Сибирская равнина (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).

Равнинный Крым (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).

Возвышенности и платформенные горы

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения

Области байкальской , каледонской

Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .

C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд железа , титана , золота и отчасти молибдена , асбеста , талька , магнезита и хрома , платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди

Урал, Аппалачи, Алтай

Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,)

Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.

Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.

Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды,

Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.

Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Номер материала: ДБ-190535

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Как можно усыновить здорового ребенка