Меню

Воспитание полезных навыков у ребенка

8 навыков дошкольника, которые стоит развивать

Команда «ЛогикЛайк» рассказывает про навыки, которые важно освоить в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь.

ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.

1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.

2. Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам

Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.

В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.

Умение мыслить нешаблонно полезно не только в повседневной жизни. Например, инженер и орнитолог Эйджи Накатсу разработал закругленный нос для сверхскоростного поезда. Идея пришла во время наблюдений за зимородком — птицы, чей обтекаемый клюв позволяет ей легко рыбачить, погружаясь в воду без всплесков. Такая конструкция поезда снизила сопротивление воздуха и затраты на энергию.

3. Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект

Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление:

  • умение размышлять;
  • доказывать истинность или ложность суждений;
  • принимать обоснованные решения;
  • объяснять свою позицию себе и окружающим.

Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения.

Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников. Вашему ребёнку 5-7 лет? Это идеальное время для старта.

проходят по 10-20 заданий на сайте ЛогикЛайк. А сколько сможете вы? Выбирайте, с чего начать:

Дети с развитым логико-математическим интеллектом легко справляются со школьной математикой. В 3-4 классе они побеждают в математических олимпиадах и в целом имеют больше шансов на рывок в общем интеллектуальном развитии.

4. Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект

Создавать в голове 3D-картинки, разглядывать их в мельчайших деталях и вращать как угодно возможно с помощью пространственного мышления и воображения. Развивая эти способности, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, распознавать направления движения, определять стороны горизонта, понимать положение объектов в пространстве и воспринимать их форму.

Универсальные навыки для успехов в любых начинаниях

Умение и желание учиться, творческое, логико-математическое и пространственное мышление являются составляющими интеллекта и абсолютно необходимы и детям, и взрослым. Однако для достижения успеха этого мало.

Читайте также:  Полезный гриб груздь или нет

Специальные, «твёрдые» навыки (hard skills) влияют на успех человека в конкретной деятельности. Их тоже можно и нужно развивать с самого детства, особенно если у ребёнка есть явные задатки и интересы.

Что может определить успехи человека в самых разных видах деятельности? Общие, «гибкие» навыки (soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно говорить, грамотно распределять время и т.п. Это одинаково полезно в учёбе, работе и в личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и эффективности человека во всем.

5. Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично

Умение вести диалог, договариваться, где-то убеждать, а где-то уступать, помогает влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком. У коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.

6. Умение работать с информацией

Когда информация в голове не раскладывается по полочкам, а сваливается в кучу, найти и использовать что-то ценное гораздо сложнее.

Для эффективной работы и учебы важно уметь:

  • оценивать информацию на достоверность и надежность;
  • отсеивать лишнее и пустое, выделять главное;
  • объединять элементы в смысловые группы;
  • запоминать и вовремя находить нужную информацию.

7. Самоорганизация, тайм-менеджмент

Иногда кажется, что человека по жизни организовывают обстоятельства. Школа загоняет в рамки уроков по 45 минут, работа создает границы 8-10-часового рабочего дня.

Но без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат в школе, но без чего сложно обойтись в жизни.

«Я не раз думала о том, как бы убить время!» — говорила Шляпнику Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Он отвечал ей:

8. Личные качества: лидерство, воля, упорство

Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный, трудолюбивый, умеющий справляться с рутинными задачами — словно вырванная строчка из резюме топового специалиста, не правда ли? Все эти качества относят к soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но без них тяжело дается любая работа.

Качества личности формируются в детстве и зависят от воспитания. Важно в этом плане правильно «распределить обязанности» между школой и родителями.

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

В любом возрасте не рано и не поздно!

В детстве закладывается потенциал на далекое будущее. Но означает ли это, что взрослым людям уже поздно развивать свои способности? Вовсе нет.

Это подтверждают люди, которые своим примером развенчивают мифы. Белорусская биатлонистка Дарья Домрачева получила два высших экономических образования, прежде чем реализоваться в спорте.

Художник-самоучка Анри Руссо начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, имея за плечами разве что военную службу и опыт работы на таможне. Никогда не поздно развиваться и открыть у себя второе дыхание.

Источник

Игры, формирующие полезные навыки и привычки
статья (младшая группа)

Игры, формирующие полезные навыки и привычки.

Читайте также:  Комплекс полезных бактерий для кишечника

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков — необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

Что такое культурно-гигиенические навыки?

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.

Какие культурно — гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?

Приём пищи.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила.

Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел.

Обстановка за столом должна быть дружелюбная и спокойная, поэтому не рассказывайте страшных историй, не обсуждайте свои проблемы, не ссорьтесь между собой.

Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить.

Красиво оформленное блюдо и ваша «реклама» о красоте и вкусовых качествах еды вызовет у малыша интерес и повысит аппетит.

Кроме этого необходимо формировать у детей и другие полезные навыки:

-всегда мыть руки перед едой;

-правильно держать столовые приборы;

-за столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола;

-есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол;

— выходить из-за стола, полностью прожевав еду;

-не разговаривать с набитым ртом;

-благодарить за еду взрослых.

На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

А у нас есть ложки

Вот – тарелка, вот – еда,

не осталось и следа.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Одевание и раздевание.

С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.

Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет?

Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.

Читайте также:  Продукты которые полезны для ногтей

Обучая ребенка одеваться самостоятельно, расположите на видном месте алгоритм одевания, чтобы ребенок контролировал свои действия.

Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. В этом помогут игровые ситуации: «Одень куклу на прогулку», «Завяжи кукле ботинки», «Застегни пуговицы на папиной рубашке ».

Хорошо развивают пальчики и различные мозаики, игры со шнурочками, мелкими предметами. Можно попросить ребенка помочь разложить пуговицы разного размера и цвета по баночкам. Игры со счётными палочками тоже принесут не только радость, но и пользу.

Также для развития мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика. Актуальны будут и стихи на тему одевания.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – (последовательно соединяют пальцы)

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем – (кулачки имитируют стирку)

Мытьё рук и умывание.

Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Обучение умыванию надо проводить на собственном примере. Показ —самое понятное объяснение для малыша. Необходимо, чтобы ребенок усвоил последовательность умывания:

— аккуратно открыть кран сначала с холодной водой, потом постепенно открыть кран с горячей водой.

Для детей это достаточно трудное действие, поэтому в первое время воду для умывания

— взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки;

-тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями.

-промыть руки под водой;

-чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;

-отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол.

-вытереть руки полотенцем досуха.

Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.

умой моё личико!

Чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки краснели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок!

Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания.

Также можно проводить игровые упражнения: «Катя умывается», «Помоем медвежонку лапы» и т. д.

Использование носового платка.

Некоторые родители, положив ребенку, платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого.

Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.

Ребенка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

Нужно воспитывать желание опрятно выглядеть, обращать внимание на чистоту носового платка.

Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо ребенка.

Источник