Меню

С вами здорово общаться

С вами здорово общаться

Для чего существует речевой этикет? Для внешнего проявления нашего уважения к собеседнику. Конечно, здесь много штамповуже готовых фраз. Они всем нам хорошо знакомы. А давайте проверим себя, сколько фраз вы сможете добавить к моим примерам. Одну-две — хорошо! Три — пять — великолепно! Вы мастер речевого этикета, и мы все снимаем перед вами шляпу!

Этикетные формулы знакомства и представления:

— Разрешите с вами познакомиться.

— Я хотел(а) бы с вами познакомиться.

В скобках заметим, что по правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться, однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Отличная идея — сразу вручить свою визитную карточку.

Если вы должны представить, например, своего коллегу, то лучше всего сказать:

— Разрешите вам представить нашего самого опытного (самого молодого, самого креативного и т.п.) сотрудника.

— Я хочу представить… Он (она) занимается у нас вопросами.

— Познакомьтесь, пожалуйста, с… Он (она) специалист в… области.

Если вы у себя в гостях хотите представить друг другу незнакомых людей, обязательно дайте небольшую характеристику:

— Мы вместе занимаемся йогой.

— У нее есть прекрасный пес (кот, попугай) и т.п.

В общем, подкиньте тему, и тогда вашим гостям легче будет продолжить беседу.

Если представляют вас, то не забудьте, пожалуйста, об ответной реплике:

— Много доброго (лестного) слышал о вас.

— Для меня большая честь познакомиться с вами.

Добавьте к этому улыбку (хотя и не обязательно, вы можете оставаться серьезным) и доброжелательный взгляд (а вот это обязательно).

Конечно, мы все знаем, что мужчину нужно представлять женщине, младшего по возрасту — старшему, сотрудника — начальнику, своего коллегу представителю другой фирмы, а также что первыми приветствуют мужчина — женщину, младший по возрасту — старшего, младший по должности — старшего, член делегации — ее руководителя. А если вы равны по возрасту и статусу? В этом случае шутят, что первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

Этикетные формулы приветствия и прощания:

— Доброе утро (до 11–12 часов).

— Добрый день (до 17–18 часов).

— Добрый вечер (с 18 часов).

Но к этим формулам хорошо бы добавить так называемое «словесное поглаживание». Например:

— Рад(а) вас видеть.

— Сегодня отличная погода.

— Как начался день?

— Надеюсь, еще обязательно увидимся.

— Спасибо за приятную встречу (беседу).

Речевые формулы выражения благодарности:

— Я вам очень признателен.

— Вы мне здорово помогли.

— Вы меня очень выручили.

— Я вам благодарен за.

— Примите мою искреннюю благодарность и т.д.

Речевые формулы для совета:

— Позвольте дать вам совет.

— Разрешите предложить вам…

— Возможно, вам лучше сделать…

— Могу ли я дать вам совет?

— Пожалуйста, разрешите дать вам совет.

Но помните, что начать свой совет лучше с фразы: «Конечно, вы замечательный специалист, хороший друг, прекрасный муж, но…» Не торопитесь давать советы, например, своему руководителю, это не совсем корректно, так как он выше вас по статусу. Лучше оформить свои мысли в виде делового предложения.

Речевые формулы просьбы:

— Если вас не затруднит.

— Могу я вас попросить?

— Не будете ли вы так любезны.

— Не возражаете, если я…

— Быть может, вы согласитесь сделать…

Речевые формулы вежливого отказа:

— Я бы рад вам помочь, но…

— Простите, ничем не могу сейчас помочь.

— К сожалению, не смогу быть вам полезен.

— Извините, но вынужден вам отказать и др.

Здесь важна именно первая половина фразы.

Этикет для звонка

Если говорить о высоких стандартах телефонного разговора, то здесь действует известное правило «7П»:

П1 — приветствие.

П2 — представление.

П3 — причина звонка.

П4 — проблема, ее обсуждение.

П5 — подведение итогов.

П6 — признательность, выражение благодарности.

П7 — прощание.

Конечно, здесь тоже есть свои готовые этикетные формулы:

— Скажите, пожалуйста, как я могу к вам обращаться? Очень приятно. Слушаю вас.

— Извините, мне придется прервать наш разговор, так как…

— Не стоит благодарности, мне приятно сделать это для вас.

— Не беспокойтесь по этому поводу, все в порядке и др.

А теперь давайте сравним фразы: «Подождите, пожалуйста, одну минутку» и «Вы не могли бы подождать одну минутку?». Или еще: «Перезвоните, пожалуйста, завтра с утра» и «Вам удобно позвонить завтра в 11 часов?». Уловили разницу? Выбор той или иной речевой формулы зависит прежде всего от статуса собеседника и цели говорящего.

И напоследок несколько слов о темах для светских бесед. Считается, чтобы не обидеть собеседника, не допустить бестактность, лучше не затрагивать политику, религию, его доходы, неудачи или болезни, а также не критиковать меню и т.п. Думаю, разговор, например, о политике возможен в той мере, в какой он не затронет эмоций собеседников. Например, выборы в Португалии и ваше отношение к кандидатам, даже если его кто-то не разделяет, не вызовет эмоциональной вспышки. Другое дело, будет ли этот разговор интересен. Лучше всего поговорить о новостях культурной жизни (книги, фильмы, концерты, выставки), путешествиях, хобби, спорте, автомобилях, моде, кулинарных секретах или, наконец, о детях и погоде, рассказать какие-то веселые истории, забавные происшествия и т.д.

Для ухода от назойливого собеседника прекрасно подойдет фраза: «Извините, мне нужно срочно найти одного человека (сделать важный звонок)». Но можно воспользоваться и другим приемом — мягко перевести разговор на интересную только вам тему. Тогда назойливый собеседник может и сам уйти.

В заключение еще раз позвольте напомнить самое главное: речевой этикет — это прежде всего проявление нашего уважения друг к другу.

Источник

Занятие с элементами тренинга для подростков «Как здорово общаться. Правила общения».

Способность конструктивно общаться — это признак личности. Представленное занятие направлено на формирование и развитие коммуникативной компетентности, активизацию понятийного аппарата и позитивных ресурсов подростков. Активные формы и методы работы в режиме тренинга позволяют создать условия для сотрудничества и конструктивного общения.

Читайте также:  Чем полезна сушеная вишня для организма

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_s_elementami_treninga_kak_zdorovo_obshchatsya_pravila_obshcheniya.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

«Как здорово общаться. Правила общения»

Цель: формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.

— создать доверительную обстановку во время групповой работы;

-познакомить с понятием «общение», с представлениями о способах самоанализа и самокоррекции;

-формировать навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий;

— способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.

Участникам предлагается встать в плотную шеренгу, создавая «СКАЛУ», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — и пройти вдоль этой «СКАЛЫ», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «СКАЛЫ» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

— Какие чувства возникали у водящих и у составляющих «СКАЛУ» при выполнении данного упражнения?

— Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

— Было ли данное взаимодействие общением между вами?

Вводный рассказ «Что такое общение?»

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

— коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

— интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми;

— перцептивная сторона общения (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).

Предлагает обсудить вопросы: Что такое общение? Какого человека мы называем общительным?

Подводя итоги обсуждения, предлагается отметить, что общение — это установление и развитие контактов между людьми, оно может происходить в разных формах, из которых явно выделяются три.

Анонимное общение — это взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала. Они встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

Функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной деятельности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач — больной, руководитель — подчиненный, лектор — слушатель, педагог — учащийся. В основном функционально-ролевое общение обусловлено должностными позициями его участников. Так, на производстве мастер выполняет распоряжения начальника цеха и исполняет социальную роль подчиненного, а вернувшись домой, в отношениях “отец — дети” он же занимает ведущую позицию.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями. Его особенностью является избирательность в отношении партнера.

Общение выступает в трех ипостасях. Во-первых, оно имеет коммуникативную функцию. Входя в контакты, друг с другом, люди передают информацию не только с помощью языка (вербальное общение), но и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Во-вторых, общение выступает как взаимодействие (интеракация), в котором партнеры могут обмениваться действиями и поступками, не произнося ни единого слова, так обмениваются денежными знаками продавец и покупатель при сложившихся в обществе товарно-денежных отношениях, так взаимодействуют танцовщики балета и члены спортивных команд. В-третьих, общение непременно связано со взаимным восприятием партнеров (перцепция). Для общающихся немаловажно, воспринимает ли партнер другого, как заслуживающего доверия, понятливого или же один из них заранее предполагает, что противоположная сторона останется глухой к сообщению.

Общительность в самом широком смысле — это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как правомерно считает В.А.Кан-Калик, в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Заканчивая разговор по этому вопросу, предлагается участникам рассмотреть теоретические знания и организовывать практику общения для того чтобы быть успешным в общении.

А. Невербальное общение .

Упражнение «Передай другому»

Участники занятия-тренинга сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

  • Легко или трудно было передавать предмет?
  • Кому легко?
  • А в чем были трудности?
  • Легко или трудно было отгадывать предмет?
  • Кому было легко?
  • А в чем заключались трудности?

Б. Наблюдательность в общении.

Упражнение «Что помню?»

Один из участников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.

  • Легко или трудно было описывать внешность?
  • В чем были трудности?
  • Почему?
  • Что легче всего вспоминается?
  • Что труднее?
  • Кому было легко выполнять это упражнение?
  • Почему?

В. Умение слушать другого.

Упражнение «Спина к спине»

Участники (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные учасники играют роль молчаливых зрителей.

Дети делятся своими ощущениями.

  • Легко ли было вести разговор?
  • В чем были трудности?

• Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Г. Точная передача информации.

Упражнения «Передача информации».

Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внимательно слушать каждого участника.

Затем выполняется упражнение согласно инструкции.

Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики «Информация».

Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяженность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)

• За счет чего произошло искажение информации?

  • Что «своего» каждый внес в рассказ?
  • Бывает ли так в жизни?
  • Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?
  • Что с вами происходит, когда вы не понимаете смысла происходящего, что вы чувствовали и как раньше на это реагировали?

Анкета «Умеете ли вы контролировать себя» (А.Толстых)

Подчеркните « да» , если вы согласны с утверждением, или « нет », если не согласны.

1. Мне трудно подражать другим . Да Нет

2.Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих . Да Нет.

3.Из меня мог бы выйти неплохой актер. Да Нет.

4.Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. Да Нет.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. Да Нет.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. Да Нет.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. Да Нет.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. Да Нет.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Да Нет.

10. Я всегда такой, каким кажусь. Да Нет.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на 1-й, 5-й и 7-й вопросы и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.

Если вы отвечали искренне, то у вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Правила ведения беседы и дискуссии.

Предлагаются участникам назвать основные условия ведения беседы и дискуссии. В ходе коллективного обсуждения принимаются правила ведения дискуссии:

— покажите свое дружеское расположение к собеседнику;

— стремитесь, чтобы вашим собеседникам было интересно и приятно общение с вами;

— умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;

— не отвлекайтесь, когда говорят другие;

— не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас;

— не бойтесь высказаться;

— четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;

— аргументируйте свою речь, будьте логичны в доказательстве своего мнения;

— не делайте вывода до того, как поймете мнение другого и проблему до конца;

— принимайте в расчет, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос;

— следите за тем, чтобы для вас и говорящего слова имели одинаковый смысл;

— проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;

— имейте мужество признать свою неправоту, не обижайтесь на собеседника, тем более, не оскорбляйте его;

— будьте вежливы и тактичны;

— не злоупотребляйте временем другого;

— не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику;

— умейте чувствовать собеседника, контролируйте свое поведение при помощи вопросов: “Правильно ли он понимает меня?”, “Правильно ли я понимаю его?”

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания :

1. Выясните свои привычки слушать . Каковы ваши сильные стороны? Какие вы делаете ошибки? Может, вы судите о людях слишком быстро? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в ваших ответах? Какие из них используются вами чаще всего? Знание своих привычек слушать является первым этапом в их коррекции.

2. Не уходите от ответственности за общение . Помните, что в общении участвуют два человека: один говорит, другой слушает. Как может кто-нибудь узнать, что вы его не понимаете, пока вы сами не скажете ему об этом?

3. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоим. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Поскольку сосредоточенным внимание может быть недолго (менее одной минуты), слушание требует сознательной концентрации внимания. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи. Например, телевизор или телефон, не допускайте “блуждание” мыслей. Помочь сконцентрироваться на том, о чем говорит собеседник, вероятнее всего, может ваше физическое внимание и речевая активность.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника . Помните, что люди передают мысли и чувства “закодированными” — в соответствии с социально принятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства.

6. Наблюдайте за невербальными реакциями говорящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к мимике и жестам говорящего. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на вас пристально или как он поддерживает с вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, как близко или далеко от вас стоит говорящий, способствуют ли невербальные моменты усилению речи говорящего или они противоречат высказываемому словами.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выражает то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженности в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник, и что он пытается понять. Эмпатическое общение означает не только одобрение говорящего, но позволяет точнее понять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Это особенно важно для выработки умения слушать других. Когда вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника — получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие — лучший ответ собеседнику.

Тест “Умение слушать”, п осле обсуждения приемов слушания ребятам предлагается ответить на вопросы теста .

Инструкция: На каждый из нижеприведенных вопросов следует дать один из пяти вариантов ответа: “почти всегда”, “в большинстве случаев”, “иногда”, “редко”, “почти никогда”.

Видимо, не будет лишним напомнить, что наиболее точный ответ вы получите при максимальной искренности.

1. Стараетесь ли Вы “свернуть” беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное его выражение спровоцировать Вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малоизвестным человеком?

5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7- Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для Вас темы?

9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем Вы говорите?

“почти всегда” — 2 балла, “в большинстве случаев” — 4 балла, “иногда” — 6 баллов, “редко” — 8 баллов, “почти никогда” — 10 баллов. Какова сумма набранных вами баллов?

Если вы набрали более 62 баллов, то данная тема для вас неактуальна, если вы набрали от 55 до 62 баллов — вы слушатель “среднего уровня”, рекомендуем вам использовать приемы правильного слушания и развивать навыки правильного слушания. Если вы набрали менее 55 баллов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить записи, которые вы сделали на занятии и постоянно использовать предложенные рекомендации в практической деятельности.

Упражнение «Ассоциация», направленно на развитие конструктивного взаимодействия и группового сплочения.

Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож?», «На какой вкус?», «На какую песню?», «На какую книгу?» и т.п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет — уходит вновь. Если не угадал более двух раз — вырывает из игры.

— Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?

— Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими — другим людям.

Участники образуют два круга — внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на две команды — тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты). По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики — уверенного, неуверенного пли грубого человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот. После того, как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем — разгадывают их. Ведущий фиксирует количество правильно угаданных поз.

После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение :

— Какие позы чаще загадывались, почему?

— Какие легче угадывались, почему?

— Какое значение имеет вербальное и невербальное общение?

Что понравилось во время проведения занятия-тренинга?

Что нового узнали по данной теме?

Какие важные «открытия» для себя вами сделаны?

Источник