Меню

Практических занятий по здоровому человеку

Методическа разработка теоретического занятия №11 Здоровый человек и его окружение

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГОЗАНЯТИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО, 3 КУРС

МДК 01.01«Здоровый человек и его окружение»

Зав. отделом по УМР

комбинированного занятия №11

по теме: «Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) »

по МДК01.01.«Здоровый человек и его окружение»

(специальность Сестринское дело, 3курс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Методическая разработка комбинированного занятия по теме « Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) » создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Сестринское дело и предназначена для проведения занятия со студентами 3 курса по МДК «Здоровый человек и его окружение». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки комбинированного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.

В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.

Информационный блок включает материалы базисной лекции.

Блок контроля знаний включает в себя:

-материалы контроля исходного уровня знаний — в форме фронтального опроса по актуализации знаний студентов

-материалы выходного контроля уровня знаний в виде тестового опроса.

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты лекции.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме : « Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) ».

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студент должен знать:

Современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья.

— участие в формировании элемента ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

развивать устойчивый интерес к своей будущей профессии (ОК 1);

воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии ;

воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;

воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала

Вид занятия: комбинированное занятие

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Методы контроля знаний: тестовый опрос, фронтальный опрос.

Оснащение: мультимедийная презентация.

Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.

1. Межпредметные связи

Обеспечиваемые дисциплины и МДК

Анатомия и физиология человека.

СУРЗ в педиатрии

МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

2. Внутрипредметные связи

Период младшего школьного возраста.

Период юношеского возраста

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

Основные этапы лекции

Обоснование методических приемов

1. Организационный момент

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства.

Сообщение темы занятия, плана лекции; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Указание на межпредметные связи и связь с будущей профессией. Школьные годы – важнейший период жизни ребенка, который может быть успешным только при соблюдении определенных условий, включающих правильную организацию дня, обеспечение безопасной среды, решение вопросов по адаптации ребенка к школе, адекватное и рациональное питание.

С целью мотивации необходимости получения знаний, использования их в будущей практической деятельности.

3. Входной контроль. Актуализация опорных знаний проводится по вопросам фронтального опроса (Приложение 2)

С целью п олучения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции и анализа ошибок.

4. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения по плану лекции в виде побуждающих вопросов к беседе (приложение 1)

Анатомо-физиологические особенности детей периода старшего школьного возраста.

Рост и развитие ребенка старшего школьного возраста.

Основные потребности, способы их удовлетворения детей старшего школьного возраста.

Возможные проблемы детей старшего школьного возраста.

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций: ОК1.

5. Выходной контроль.

Проводится в форме тестового опроса по теме (Приложение 3). Взаимопроверка.

С целью п олучения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции и анализа ошибок.

6. Подведение итогов занятия.

Обобщающая беседа в соответствии с планом лекции, с целью закрепить у студентов полученные знания, которые необходимы для формирования специалиста и для подготовки к практическому занятию

С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.

7. Сообщение домашнего задания

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

Читайте также:  Какие продукты полезны при переломе ключицы

Работа с дополнительной литературой, интернетом, периодическими изданиями.

С целью координации самостоятельной работы студентов.

Приложение 1

Информационный блок

Анатомо-физиологические особенности детей

периода старшего школьного возраста.

Ребенок старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, — средний и старший школьник быстрее утомляется. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов — особенно, если ребенок приучен много он мысленно проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.

Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка 13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в минуту, в 14 лет пульс уже — 72-78 ударов в минуту, в 15 — 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека. Артериальное давление повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека).Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются).

Система органов дыхания

Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений, а в 14-15 — уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника — как у взрослого человека.

Хорошо развиты верхние дыхательные пути. Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.

Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от питания взрослого человека. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки.

Система органов мочевыделения

Почки по своему строению ничем не отличаются от почек взрослого человека. Суточное количество мочи — обычно в пределах 1200-1600 мл. Моча прозрачная, удельный вес ее — от 1002 до 1030; реакция -кислая или нейтральная; белок и сахар в моче отсутствуют или содержатся в минимальных количествах.

Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения. У девочек к 12-13 годам начинаются менструации (которые еще в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного характера). Грудные железы увеличиваются, соски становятся пигментированными; в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмышечных впадинах; к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, какие характерны для взрослой женщины; в 15-16 лет менструации обретают регулярный характер.

У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться предстательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего — в 13-14 лет — происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу, а к 16-17 годам — по мужскому типу. В 14-15 лет обнаруживается узловатое и несколько болезненное уплотнение в околососковой области. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция. Сперматозоиды созревают к 16-17 годам.

Иммунная система у детей старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.

Кожа и подкожно-жировая клетчатка

Кожные покровы постепенно становятся несколько грубее. У девочек в возрасте 12-13 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. У мальчиков в 12-13 лет начинают расти волосы на лобке (сначала — по женскому типу, а впоследствии — к 16-17 годам — по мужскому типу). В 14-15 лет кожа мошонки становится более пигментированной, у мальчиков начинают расти волосы на лице. У подростков в возрасте 15-16 лет появляются на коже так называемые юношеские угри.

При нормальном питании и нормальном обмене веществ подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышенное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бедер; у мальчиков — в области лобка.

Мышечная система развита хорошо.ребенок ведет подвижный образ жизни, регулярно испытывает физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется — сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.

Ребенок старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом. Руки способны выполнять очень тонкую работу — писать, рисовать, лепить, конструировать и т.д.

Читайте также:  Что полезное делают осы

У девочек к 14-15 годам таз приобретает формы, которые характерны для взрослой женщины. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.

Старший школьный период часто называют периодом полового созревания, или подростковым возрастом (с 12 до 17-18 лет).

К концу полового созревания происходит дифференцировка в росте — четко определяются низкорослость и избыточно высокий рост. С появлением менструаций увеличение размеров тела у девочек резко падает. В этом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность.

Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность в основном пластическом материале – белке – должна составлять в среднем 95-100 г. Повышается потребность в жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Количество кальция, необходимое подростку, достигает 1,3-1,4, а железа – 15 мг в сутки.

Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, и затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, следствием чего является утомляемость и развитие фазовых состояний. Сравнительно часто наблюдаются расстройства со стороны нервной системы в виде психоневрозов. Нередки жалобы на колющие боли в области сердца и сердцебиения в связи с расстройствами вегетативной нервной системы. Четче определяются конституциональные особенности организма.

Нередко пубертатный период именуется переходным. Особенно сложен переход в психологическом отношении. В этом периоде дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Этот процесс часто труден как для самого подростка, так и для родителей, учителей, товарищей.

Акселерация по росту, массе тела, срокам полового созревания происходит далеко не синхронно, что ведет к дисгармоничности развития. Часто отмечается дисгармоничность между функциональным состоянием желез внутренней секреции и размерами тела подростков, внешне производящих впечатление акселерированных. У таких подростков нередко обнаруживается отставание в выработке достаточного количества глюкокортикоидов, а в ряде случаев и андрогенов. Создаются рабочие двигательные навыки, отрабатывается координация мелких движений, важных для обеспечения работоспособности и овладения профессиями. У детей астенического телосложения развитие мускулатуры запаздывает на 1,5 года по сравнению с детьми мышечного типа. При дисгармоничности развития наблюдается отставание в становлении функции сердечно-сосудистой и других систем.

Рост и развитие.

В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест.

У девочек 13-15 лет рост — в пределах 154-160 см, а вес — 42-52 кг.

У мальчиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела. В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста — 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг.

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес — 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно — 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека. Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием. При этом важно учитывать постоянно возрастающий поток информации, как по программам школьных занятий, так и во внешкольное время. Подросток получив широкий объем знаний, отстает в социальной зрелости, которая накапливается далеко не синхронно акселерации физического и полового развития. На этой почве часто нарушается взаимопонимание со взрослыми и возникают конфликтные ситуации.

Основные потребности, способы их удовлетворения

детей старшего школьного возраста.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:

НЕ хотят учиться так, как могут;

НЕ хотят слушать никаких советов;

НЕ делают домашние задания.

В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки. Меняется общение со сверстниками. Общение выходит за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой. Появляется дифференцированное отношение к учителям, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. В 7-8 классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратиться зря, и не любят, когда отрицательно относятся к самостоятельным суждениям учащихся. Стремление «стать более волевым человеком» в этом возрасте не подкреплено подлинным желанием измениться. Для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». Развивать волевое поведение следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важными, а не задавались бы искусственно. Очень важно обеспечить школьника средствами достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть последствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Школьнику следует целенаправленно прививать умение представлять то, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенный временной промежуток. Это для них трудно, поскольку подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния.

Читайте также:  Какого цвета семена амаранта полезные

Возможные проблемы детей старшего школьного возраста.

Перегрузка информацией часто ведет к умственному переутомлению школьников. Важную роль в профилактике умственного переутомления может сыграть рациональное трудовое воспитание, привлечение подростка к умеренному полезному физическому труду. Биологические и социальные границы в подростковом возрасте не совпадают: физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше, длительная учеба в школе, а затем в специальном среднем заведении или вузе задерживает социальное созревание.

Психика подростка отличается большой ранимостью, чему могут способствовать и повышенные нагрузки при чрезмерном обременении внешкольными обязанностями или односторонних увлечениях. Подростки относительно быстро утомляются как при физической, так и психической нагрузке. В юношеском возрасте продолжается нервно-психическое развитие, однако очень часто прирост интеллекта в количественном отношении меньше, чем в раннем возрасте. Многих психологических и физических отклонений в организме подростка можно избежать при разумном использовании физкультуры, соблюдении правильного режима и создании благоприятного психологического климата.

С началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата, о которых может свидетельствовать дисменорея, аменорея и др., отмечается обострение ранее перенесенных инфекционно-аллергических заболеваний, туберкулеза.

В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункция эндокринных желез и отклонения в обмене веществ (зоб, явления гипертиреоза, ожирение и др.). Повышенная продукция адренокортикальных и тестикулярных андрогенов ведет к усиленной функции сальных желез и образованию угрей.

Таким образом, социальная работа с подростками, является наиболее сложной и должна учитывать весь спектр анатомо-физиологических и психологических особенностей, присущих данному возрасту.

Блок контроля и самоконтроля

Вопросы фронтального опроса

Назовите анатомо-физиологические особенности ребенка младшего школьного возраста.

Расскажите о росте и развитие ребенка младшего школьного возраста.

Расскажите о методах закаливания ребенка младшего школьного возраста.

Назовите основные потребности ребенка младшего школьного возраста, способы их удовлетворения.

Возможные проблемы детей младшего школьного возраста.

1. Смена молочных зубов на постоянные заканчивается в возрасте:

2. Сколько раз в день должен принимать пищу ребенок в периоде «молочных зубов»:

3. Характер детей формируется в возрасте:

4. ЧСС в 1 мин у ребенка 7 лет:

5. Причина плохой успеваемости в школе со стороны здоровья:

в) снижение слуха

г) врожденный вывих бедра

6. Количество гемоглобина у ребенка старше 1 года в г/л:

7. В результате АФО нервной системы и повышения нагрузок у школьников часто развивается:

а) изменение почерка

б) переутомление и утомление

в) обострение памяти

г) изменение веса

8. При подготовке ребенка к школе осмотр осуществляется:

а) только узкими специалистами

б) только педиатром

в) педиатром и узкими специалистами

г) педиатром, узкими специалистами, с проведением лабораторных исследований

9. Рациональное питание школьников включает в себя следующие моменты:

а) большое содержание клетчатки

б) наличие овощных и молочных блюд

в) 4-х разовое питание

г) наличие горячих завтраков

10. Ежегодная прибавка массы тела со 2-го года жизни:

Эталон ответов: 1 –г, 2-б, 3-г, 4-г, 5-в, 6-б, 7-б, 8-г, 9-а, 10- б.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 12

по теме: «Период юношеского возраста»

1. Работа с дополнительной литературой, интернетом, периодическими изданиями.

Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

Источник