Меню

Почему полезно развивать левую руку

Почему ребенок левша? Развитие ребенка-левши

В процессе классической нейропсихологической диагностики первым определяется профиль межполушарной асимметрии у обследуемого. Он предполагает наличие «ведущих» глаза, уха, руки, ноги, поэтому важно отметить, что левши и леворукие люди – не одно и то же. Может быть ведущая левая рука, но при этом человек не будет левшой в отношении других моторных и сенсорных предпочтений. Или ведущая рука может быть правая, а глаз, ухо и нога – левые (часто такой феномен называют «скрытым левшеством»). Кроме того, возможен вариант амбидекстрии, когда правая и левая стороны одинаково участвуют в осуществлении функций.

Таким образом, грамотнее говорить о межполушарном профиле или специфике латеральных предпочтений. Для диагностики используются специальные нейропсихологические пробы, а также исследование анамнеза на предмет семейного левшества и других данных (например, наличия и длительности периода ползания у ребенка).

Существует генетическая, врожденная форма леворукости (тогда кто-то из родственников обычно тоже имеет ведущую левую руку), а также компенсаторная форма, которая развивается вследствие патологии нервной системы (например, отсутствие периода ползания, по мнению кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры клинической психологии и психотерапии А.В. Семенович). Врожденная форма леворукости характеризуется вариантом нормального морфогенеза, в то время как при компенсаторном левшестве в процессе перинатального и постнатального развития «выпадает» какое-то звено в развитии мозга, вследствие чего происходит внутри- и межсистемная перестройка связей головного мозга. Поэтому именно у детей с компенсаторным левшеством часто обнаруживаются трудности в развитии (заикание, дислексия, дисграфия, гиперактивность и трудности коммуникации). Наличие или отсутствие таких проблем будет зависеть от продуктивности перестройки связей.

Часто от родителей звучит вопрос: «Чем отличаются левши от правшей?», — с комментарием, что они не замечают большой разницы. Действительно именно при генетически обусловленной форме полного левшества психика наиболее устойчива по сравнению с компенсаторными вариантами. Таких людей среди леворуких в процентном соотношении мало, по разным данным статистики «истинных» левшей 1-3% от всего населения. Все остальные леворукие относятся к приобретенным формам. И вот там ярко проявляются особенности.

В норме у правшей (то есть людей с левополушарным доминированием) есть определенная топика психических функций, т.е. центры речи – в левом полушарии, пространственные представления, музыкальный слух, восприятие интонаций и ритмов – в правом полушарии и т.д. И полушария все время взаимодействуют между собой посредством комиссур. Правое полушарие отвечает за чувственное познание мира, интуицию, целостное восприятие образа, воображение, одномоментное (симультанное) восприятие. Левое – это аналитическая стратегия, последовательность (сукцессивность), аналитика и логика, абстрактное мышление, числа, буквы, движение и речь.

У правшей отмечается более высокая степень внутри- и межфункциональной дифференцированности зон мозга и четкость латеральной (межполушарной) специализации. То есть для реализации той или иной функции «работает» четкий «ансамбль» зон как внутри полушария, так и в связи между гемисферами. В норме у правшей более стабильная корково-подкорковая регуляция (активация и торможение, насыщение коры нервной энергией для стабильной работы без истощения).

Для леворуких же характерна функциональная размытость в мозговой организации (а соответственно, меньшая эффективность, большая энергозатратность), неустойчивость регуляции психики, более низкий уровень развития как вертикальных (кора-подкорка), так и горизонтальных связей между зонами коры.

Вот некоторые черты, характерные для левшей:

  • чаще опираются на неречевые способы познания (чувственные);
  • эмоциональность, обидчивость, вспыльчивость, импульсивность, возможны страхи, повышенная тревожность;
  • ярко выраженный творческий талант (не всегда, но часто бывает);
  • «витание в облаках», отрешенность;
  • развитая фантазия;
  • трудно даются задачи на аналитику и логику.

Дети-левши (или скрытые левши) чаще встречаются с жалобами на:

  • дислексию, дисграфию (ошибки акустические, оптико-пространственные, регуляторные), дискалькулию;
  • нарушения фонематического слуха;
  • импульсивность, гиперактивность;
  • заикание;
  • трудности коммуникации со сверстниками;
  • проблемы с уроками (не умеет сам организоваться, жалобы от учителей).

Принципы коррекции

Нужно помнить, что нельзя ни в коем случае переучивать левшу. Исключение составляют такие случаи, когда ребенок-правша после черепно-мозговой травмы получил парез правой руки и вынужденно начал писать левой. Но это не левшество. На уровне мозга такой ребенок остается праворуким, и в таком случае требуется просто восстановление функционирования правой руки (потому что мозг делает двойную работу и сначала посылает импульс правой руке, потом «вспоминает», что она не работает, и посылает уже левой – в таком случае очень увеличено время моторной реакции на пробах).

Читайте также:  Самые полезные игрушки для детей 3 лет

Итак, первый принцип — не переучивать.

Прежде всего нужно провести нейропсихологическую диагностику и выявить имеющиеся дефициты. Уже исходя их них составляется программа коррекции развития ребенка-левши. Занятия должны быть направлены на улучшение работы функциональных систем за счет повышения уровня специализации зон, устранения «размытости», диффузности в мозговой организации. По сути – нужно с помощью упражнений «протоптать нейронные дорожки». Часто помимо занятий с нейропсихологом и логопедом могут потребоваться занятия с психологом.

Что можно делать самостоятельно:

  • игры с правилами, командные игры, игры с мячом;
  • развитие схемы тела (разные двигательные активности, массаж, ортоковрики);
  • ходьба, велосипед, беговел (для младших детей), бассейн;
  • игры на пространство (танграмы, графические диктанты, кубики Никитина/IQ-кубики и т.д.);
  • занятия с музыкой и речевыми ритмами;
  • подача учебного материала на основе образов, реальных примеров, экспериментов, использование зрительной опоры и кинестетики (дать пощупать, попробовать, а не объяснять в теории);
  • задавать открытые вопросы;
  • использование социального признания, престижа в коллективе как стимула.

Отдельно хотелось бы сказать про фортепиано: играть полезно всем: и левшам, и правшам. Такая деятельность развивает музыкальный слух, координацию и одновременно задействует зоны в обоих полушариях и разные стратегии (и симультанность, и сукцессивность). Нет точных данных, влияет ли игра на фортепиано на межполушарное взаимодействие, но она однозначно полезна.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Левша или правша?

Ребёнок часто тревожится, плачет по малейшему поводу, кажется вам неуклюжим или ленивым? Чего вы только не пробовали: жалели, ругали, разговаривали, обращались за помощью к воспитателям или педагогам? И ни-че-го! Совершенно ничего не помогает? Это так изматывает, когда пытаешься, крутишься-вертишься и всё — в трубу. В пустую. Так бывает. И бывает достаточно часто, когда, не зная причину происходящего, начинаешь исправлять, подправлять, гнуть в другую сторону. И чем сильнее гнёшь, тем более велика вероятность, что не угадаешь с направлением и сломаешь.

Одна из важнейших характеристик особенностей детей — степень левшества. Не зря определение ведущей руки является ключевой составляющей нейропсихологической диагностики. Эта характеристика говорит о многом: об особенностях развития речи, о выборе того или иного способа приёма, переработки и анализа информации.

С четырёх-пяти лет родители и сами замечают, что ребёнок начал выполнять большинство действий, какой-то одной рукой. До этого возраста ведущая рука может меняться. Например, ложка у ребёнка всегда в левой руке, и рисует он тоже левой. А если не всё так явно? Ест он левой, а карандаш перекладывает в правую? Или всё делает преимущественно правой, а вот ножницы берёт левой рукой? Кроме того, в психологии есть понятие «псевдолевшество», то есть компенсаторное левшество. Оно может возникнуть ещё до рождения, если, например, левое полушарие мозга было повреждено или в раннем детстве, например, при травме правой руки.

«Скрытое левшество» — что это такое?

Вы, наверное, слышали про такое понятие, как «скрытое левшество»? Оно часто встречается в популярной психологии. Что при этом имеют в виду? Человек, в основном, всё делает правой рукой, но какие-то действия ему удобнее выполнять левой. На самом деле, абсолютные правши или левши встречаются не так уж и часто. Причём, даже взрослые люди иногда с удивлением обнаруживают, что, что-то делают левой рукой. Многие годы они просто не обращали на это внимания. К примеру, человек считал себя абсолютным правшой, но вдруг заметил, что держать иглу ему удобнее именно левой рукой. Просто этому действию, в отличие от письма, в детстве не уделялось внимания. Многие люди с доминирующей правой рукой имеют от одного до нескольких признаков левшества.

Определить ведущую руку ребёнка вы можете попробовать дома при помощи опросника М. Озьяс. Схема обследования состоит из заданий, которые предлагаются выполнить ребёнку. При этом, если доминирует правая рука, ставится 1 балл. Если левая — баллы не ставятся. Всего Озьяс предлагает 20 заданий, среди которых есть такие: завинтить крышки на бутылках, перелить воду из одного сосуда в другой, попасть иголкой в небольшую точку и т.д. Для определения руки для письма, Озьяс обращает внимание на 10 действий, которые, как считает автор, непривычны для ребёнка, а, значит, дают наиболее верную картину.

Читайте также:  Чем полезна фейхоа для детей

Предложите ребёнку в виде игры следующие действия:

  • зажечь спички,
  • наколоть, нанизать пуговицы, бусины,
  • перелить воду из одного сосуда в другой,
  • проколоть дырочки (5-6 ударов),
  • разложить (раздать) карточки (карты),
  • стереть ластиком предварительно нарисованные крестики,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки,
  • почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль,
  • достать бусинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

Зачем знать о леворукости ребёнка? Хотя бы для того, чтобы сказать об этом учителю при поступлении в первый класс. Леворуких детей рекомендуют усаживать за парту в первой колонке справа (относительно учителя). За партой их размещают слева от соседа, чтобы дети не сталкивались локтями. При обучении у леворуких детей часто наблюдается зеркальное письмо и проявляются другие особенности. Кроме того, к сожалению, ещё не все педагоги знают о вреде переучивания с левой руки на правую. Но это лишь вершина айсберга. А что под водой?

Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка

«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.

Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».

Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.

Когда лучше не экспериментировать?

Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?

В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.

Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.

Лучше в дошкольном возрасте выявить ведущую руку ребёнка и прийти в школу с готовыми рекомендациями от специалиста, чем потом бороться с неуспеваемостью и неврологическими нарушениями. К подростковому возрасту эти нарушения будут только набирать обороты. Когда дело касается детей, главные принципы — не упустить время и не навредить.

Источник

Чем опасна вакцинация от коронавируса

Что известно о COVID-19?

Это РНК-содержащий вирус животного происхождения, относящийся к группе коронавирусов. Согласно данным ВОЗ, он передается от заболевшего человека через мелкие капли, которые выделяются при чихании и кашле из носа и рта. С момента заражения до появления первых симптомов проходит от 1 до 14 дней (в среднем – 7). Носитель вируса еще не знает о своей болезни, но в плане заражения уже представляет опасность для окружающих. По информации коронавирусной эпидемиологии, COVID-19 в 2-3 раза заразнее гриппа, но в 2-3 раза менее заразен, чем корь.

Читайте также:  Гамбургер полезно или вредно

При легком течении болезни ее симптомы сходны с ОРВИ и заканчиваются выздоровлением через 14 дней без каких-либо дальнейших последствий. В тяжелых случаях COVID продолжается до 8 недель. Даже при отсутствии выраженных признаков заболевания у переболевших формируется иммунитет. Но учитывая, пусть и нечастые случаи повторного заражения, сохраняется он не слишком долго. Гораздо большим эффектом обладает вакцина.

Как действует вакцина?

Сегодня в мире используется несколько иммунопрепаратов, разработанных специалистами разных стран и прошедших необходимые клинические испытания. Все они предназначены для формирования иммунитета к возбудителю. После их введения иммунная система:

  • без труда распознает возбудителя инфекции;
  • начинает производить антитела – белки для борьбы с заболеванием;
  • «запоминает» возбудителя и, если он снова попадает в организм, быстро уничтожает его, не допуская развития болезни.

У человека, прошедшего вакцинацию, формируется стойкий иммунитет к COVID.

Опасна ли вакцинация?

Каждый человек реагирует на иммунопрепарат индивидуально. Поэтому даже самая качественная вакцина может вызвать побочные эффекты. Их появление на непродолжительное время – единственная опасность.

Чем опасна вакцинация от коронавируса:

  • незначительным повышением температуры;
  • головной болью, головокружением;
  • сбоем сердечного ритма;
  • кожными высыпаниями;
  • слабостью.

Эти неприятные симптомы исчезают в течение нескольких дней.

Тяжелые состояния после введения иммунопрепарата могут развиваться у людей, имеющих противопоказания. Нельзя проводить вакцинацию, если наблюдаются:

  • хронические патологии почек, сердечно-сосудистой системы (ССС), эндокринной системы;
  • болезни кроветворной системы;
  • аутоиммунные нарушения;
  • выраженные патологии центральной нервной системы (ЦНС);
  • аллергические реакции на ранее вводимые вакцины.

При этих патологиях прививка может спровоцировать обострение.

Также противопоказанием является возраст (младше 18 и старше 65 лет), беременность, недавно перенесенная тяжелая форма коронавирусной инфекции. У переболевших людей в первое время после выздоровления отмечается высокий уровень антител, а вакцина повысит его еще больше. Последствия могут проявиться бурной иммунной реакцией в форме цитокинового шторма.

Как уменьшить негативные проявления?

Снизить развитие побочных явлений поможет соблюдение всех рекомендаций врача. Чтобы уменьшить риск развития негативных симптомов после вакцинации, нужно:

  • внимательно следить за своим самочувствием;
  • как минимум за неделю до предполагаемой вакцинации избегать контактов с заболевшими;
  • за 2 дня до прививки пройти обследование и сдать кровь на антитела;
  • отказаться от иммуномодуляторов и иммуностимуляторов за 10 дней до введения вакцины;
  • предупредить перед постановкой вакцины о приёме препаратов, которые стимулируют иммунитет.

При отсутствии противопоказаний и соблюдении всех требований, риск побочных эффектов сводится к минимуму.

После прививки от коронавируса врачи советуют соблюдать щадящий режим и выпивать не менее 1,5 литров жидкости в день. При повышении температуры рекомендуется принять жаропонижающее средство. Если слабость не проходит в течение нескольких дней, появились аллергические реакции, нужно немедленно обратиться к доктору.

Когда будет массовая вакцинация?

Массовая вакцинация в США, Канаде и европейских странах началась еще в декабре прошлого года. В это же время стартовала она и в России. Но на начальном этапе мероприятие проводилось только для определенной категории лиц – молодых людей и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности не может ограничить число контактов. Сегодня привиться от ковида можно в любом регионе страны.

Решение о вакцинации каждый человек принимает самостоятельно. Но те, кто отказывается от прививки, должны знать, что даже легкая форма COVID – это серьезный удар по организму. Также не стоит забывать о потере трудоспособности не менее, чем на 2 недели, и вероятности заражения членов семьи. После вакцинации эти риски значительно понижаются. Но даже вакцинированным людям необходимо носить маску и перчатки, чтобы на 100% уберечь себя от заражения COVID-19.

Источник