Меню

Изучение свойств полезных ископаемых

Урок- исследование на тему полезные ископаемые


Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе.

УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.

1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Оборудование : Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, тесты, инструкция, листы с заданиями, карта Московской области.

Применяемые технологии : проблемное обучение, групповая и игровая технологии.

Вот уже звенит звонок
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство зовет сегодня нас.

-О каком царстве сказано в стихотворении?

— О каких богатствах пойдёт речь?

— Где люди берут эти материалы?

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности.

2. Постановка проблемы на уроке:

Изучая полезные ископаемые, чтобы вы хотели узнать?

Дети задают вопросы я записываю их на доске.

Проблема : Как вы думаете? «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

Дети клеют желтые и красные бумажки на доску.

Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.

3. Знакомство с новым материалом.

— Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

1) Фронтальная беседа :

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента , известняка ; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти . Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

2 ) Работа по учебнику и тетради .

— Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие , рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ . Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо?

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа .

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды . Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

11. Отгадаем о каких ископаемых идет речь

1)Он Черный блестящий

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали

Делает краски и эмали (уголь)

2)Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением (торф)

3)Без него не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте что же это? (нефть)

4)Если встретишь на дороге,

То увязнет сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобиться сразу, (глина)

4) Практическая работа. Работа в группах.

(Изучение свойств песка, известняка, торфа, угля, гранита)

А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, Все исследования вам надо записать в таблицу и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.

Читайте также:  Массаж ног это полезно

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Тяжелое или легкое

6. Состав, однородный или нет.

7. Где можно использовать, применить.

Выступление каждой группы . Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.

— А теперь всё обобщим и заполним кроссворд.

4. Добыча полезных ископаемых.

1) Чтение по учебнику с комментированием.

2) Дополнение: в карьере — песок, глину, известняк;

в шахте – уголь, руду;

в скважине – нефть, природный газ.

3) Словарная работа: месторождение , геолог.

Работа с картой.

6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? (Ответы детей).

7. Закрепление изученного материала.

Можно дать вопросы по группам.

1) — С чем мы познакомились на уроке?

— Что мы называем полезными ископаемыми?

— На какие группы делятся полезные ископаемые?

— Где их применяют?

— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:

— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

3) Можно дать группам задания повышенной сложности.

Задание: найди одну ошибку в каждом предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.

Найди ошибки в следующих утверждениях.

Большинство полезных ископаемых жидкие .

Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

Нефть добывают в карьерах .

Как удобрение для растений используется каменный уголь .

Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.

В карьерах в недрах земли

Каменный уголь торф

8. Рефлексия. Спрашиваю командиров групп:

— Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?

А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) по 5-ти бальной шкале и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте в тетради. Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?

Домашнее задание : прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Источник

Урок по окружающему миру «Свойства полезных ископаемых»

1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

2. Предмет : окружающий мир (ПНШ)

4. Автор: Павлова О. Л.

5. Тип урока: практическая работа

6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач, умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Подготовить учащихся к работе на уроке

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье, каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать.
Для себя и для друзей,
К новым знаниям скорей!

– А теперь, улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.

-Дежурный, расскажи о погоде на сегодняшний день.

— Вот план нашего урока. С какими пунктами плана вы не согласны? ( схематически–картинный)

Полная готовность класса к работе

Мотивация и актуализация знаний

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

— Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

— Что изучают геологи? Работа по вопросам

-Что такое полезные ископаемые?

— Какие бывают полезные ископаемые?

— Что познавательного вы узнали о нефти? минеральной воде? природном газе?

— Какие знаете драгоценные металлы? Их используют только как украшение?

— Существует другая классификация: горючие (негорючие), рудные (нерудные, строительные)

-Какие полезные ископаемые используют в строительстве? — Да, ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых. — Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

1.Он очень, нужен, детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже (песок)

2. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу — Она понадобится сразу (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение (известняк)

4. Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник. Бывает серый, красный, желтый, белый. В метро, дворцах он превосходный (мрамор)

— Молодцы! Оцените свою работу на этапе повторения изученного материала.

-Роль председателя (П) заседания сегодня отводится Суровцевой Марии.

Читайте также:  Как выглядит здоровый кишечник

— Какая тема нашего заседания?

-Работать будем в 2 группах, которые мы создали заранее.

— Члены клуба прислали нам задание. Прочитай его председатель.

Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.

-Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд.

— Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…), жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

Источник

Конспект урока «Свойства полезных ископаемых»

Технологическая карта урока

Целевой блок

Свойства полезных ископаемых

Знакомство и изучение свойств полезных ископаемых.

-учебно — познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения.

— анализировать и самостоятельно составлять таблицы;

— правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;

— безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;

— умение рефлексировать свои действия.

-адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате;

— формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

-осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

-проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

— в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком;

— представить результаты в таблице;

-устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Определить свойства полезных ископаемых.

Представить результаты в таблице.

Узнать об использовании полезных ископаемых.

Окружающий мир: 3 кл.: Учебник.: В 2 ч. / О.Н. Федотова – М.: Академкнига/ Учебник, 2014- Ч. 2: 144 с.: ил.

Литературноечтение, русский язык, физическая культура.

Учащиеся выдвигают задачи занятия, формулируют общую цель и задачи.

Участие в обсуждении проблемы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать свою деятельность, делать выводы.

Стр. 12-15 читать, пересказ, ответить на вопросы.

Содержимое разработки

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»

Технологическая карта урока окружающего мира,

проведенного в 3 классе

Технологическая карта урока

Свойства полезных ископаемых

Знакомство и изучение свойств полезных ископаемых.

-учебно — познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения.

— анализировать и самостоятельно составлять таблицы;

— правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;

— безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;

— умение рефлексировать свои действия.

-адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате;

— формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

-осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

-проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

— в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком;

— представить результаты в таблице;

-устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Определить свойства полезных ископаемых.

Представить результаты в таблице.

Узнать об использовании полезных ископаемых.

Окружающий мир: 3 кл.: Учебник.: В 2 ч. / О.Н. Федотова – М.: Академкнига/ Учебник, 2014- Ч. 2: 144 с.: ил.

Литературноечтение, русский язык, физическая культура.

Учащиеся выдвигают задачи занятия, формулируют общую цель и задачи.

Участие в обсуждении проблемы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать свою деятельность, делать выводы.

Стр. 12-15 читать, пересказ, ответить на вопросы.

Организационное начало урока (1 мин.)

Актуализация знаний (6 мин.)

Целеполагание (1 мин.)

Планирование предстоящей деятельности (1 мин.)

Практическая деятельность (25 мин.)

Физминутка (1 мин.)

Итог урока (2 мин.)

Рефлексия (5 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

Организационное окончание урока (1 мин.)

Организационное начало урока

— Здравствуйте, класс, напоминаю, что меня зовут Анастасия Герасимовна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Улыбнитесь, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

-Урок начнем с проверки домашнего задания в форме теста

— И прежде чем приступить, ответьте на вопросы.

— Кто же создал горные породы?

— Какие бывают полезные ископаемые?

— Перечислите жидкие полезные ископаемые; Твёрдые; Газообразные.

— Чем занимаются люди профессии геолог?

— Верно, ребята, а теперь приступайте к тесту.

— На выполнение работы 3 минуты

— За одну минуту до окончания работы я подам вам сигнал.

— А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте тест. Результаты на доске и на слайде. (Слайд № 2)

-Оцени работу соседа

Критерии оценивания: (на доске написано)

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету —

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

— Кто догадался, о чем это стихотворение?

-Какие же полезные ископаемые вы знаете?

Горные породы создала природа.

Жидкие, твёрдые и газообразные.

Ж.: нефть, минеральная вода; Т.: торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы; Г.: природный газ.

Геологи отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе.

О полезных ископаемых.

Жидкие, твёрдые и газообразные.

Ж.: нефть, минеральная вода; Т.: торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы; Г.: природный газ.

-Откройте учебник на стр. 22

Читайте также:  Информацию отражающую истинное положение вещей называют актуальной полной понятной полезной

-Прочитайте тему урока.

— О чем мы сегодня будем говорить?

-Какую цель поставим перед собой?

-Сегодня на уроке вы не просто ученики, вы исследователи и работая в группе для себя откроете что-то новое.

О полезных ископаемых.

Изучить свойства полезных ископаемых.

Планирование предстоящей деятельности

— Ну, что заглянем в научную лабораторию.

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования.

-Прочитав и отгадав загадки, каждая группа узнает какие полезные ископаемые они будут исследовать.

1.Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (…………………..)

2.Он очень прочен и упруг,

С известняком он родственник

Бывает серый, красный, желтый, белый

В метро, дворцах он превосходный. (……………..)

1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.( ……………….)

2.Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (…………………)

-А результаты своих исследований группа будет записывать в научный дневник. (У каждого на столах научный дневник с исследуемыми каждой из вариантов ископаемыми, т.е. 1 вар.: известняк и мрамор; 2 вар.: песок и глина)

— Определим свойства горных пород, которые человек научился использовать с давних времен. Это известняк, мрамор, песок и глина. Начнем с изучения свойств известняка.

Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче частиц сыпучего песка и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что известняк утонет, значит, он тяжелее воды. Известняк – твердая горная порода. Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее (рис. 1).

Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка.

Рис. 1. Мрамор (слайд)

Свойства песка и глины

Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

Рис. 2 Глина (слайд)

Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

Рис. 3. Песок (слайд)

Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

Рис. 4. Железная дорога (слайд)

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

Глина – плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

Рис. 5. Фаянсовая посуда (слайд)

Мрамор – это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен (слайд)

Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

Рис. 7. Казанский собор (слайд)

Рис. 8. Исаакиевский собор (слайд)

— Итак, ребята, прежде чем приступить к заполнению научного дневника, давайте с вами отдохнём. Выходите из-за парт и повторяйте движения за мной.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

-Обобщим результаты исследования.

-А сейчас закрепите знания, полученные в исследовательской работе.

Задание на отдельных листах для каждой группы:

Найди ошибки в следующих утверждениях.

Большинство полезных ископаемых жидкие.

Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

Нефть добывают в карьерах.

Как удобрение для растений используется каменный уголь.

Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

(по мере рассказа заполняют свои научные дневники)

— Ребята, вы достигли цели сегодняшнего урока?

— Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

На уроке я узнал…

На уроке я учился…

Мне было трудно…

Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

Организационное окончание урока

— Ребята, вы сегодня хорошо поработали, спасибо за урок. До свидания!

Источник